ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

                                      ПРЕМЬЕР
                                         ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ
                                            ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА
                                                КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА п/р Н.Д.КАСАТКИНОЙ В.Ю.ВАСИЛЁВА


                ВЛАДИМИР МУРАВЛЁВ


                   ESSE QUAM VIDERI !
        БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ !













УРАЛ ТАНСЫКБАЕВ


Государственный мемориальный Дом-музей Урала Тансыкбаева:
АДРЕС:
Узбекистан, г.Ташкент,
м-в Бурханова-1, д.5
(бывш. Черданцева)
(Мирзо-улугбекский р-н)
Ориентир: Штаб ТуркВО,
Метро: Буюк Ипак Йули
Телефон: (99871)162-62-30

Дни, время работы:
Пн - Вс 10.00 - 17.30
перерыв с 13.00 - 14.00
Гид: Рус
Аудио-гид: Англ, Узб



МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
в прошлом был домом Урала Тансыкбаева - выдающегося живописца, чьи полотна вошли в золотой фонд крупнейших музеев - Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея искусств народов Востока в Москве, государственных музеев искусств Узбекистана и Каракалпакстана. Дом-музей открыт в 1981 году. Центром всей экспозиции является мастерская художника с мольбертом, на котором закреплено последнее незавершенное полотно. В 1994 году рядом с Домом-музеем был выстроен Выставочный зал, в котором регулярно проводятся выставки картин из коллекции музея, работ современных художников, а часть его отдана под постоянную экспозицию полотен Урала Тансыкбаева.
о музее>>




CТАТЬИ об УРАЛЕ ТАНСЫКБАЕВЕ
И. Долгополов "Мастера и шедевры".Урал Тансыкбаев

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.Урал Тансыкбаев

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.Урал Тансыкбаев

Художник - Эпоха - История. АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ УЗБЕКИСТАНА








   ENGLISH
RUSSIAN





По вопросам
индивидуальных консультаций по классическому наследию, педагогике классического танца обращаться: vladimirmuravlev@yandex.ru


УРАЛ ТАНСЫКБАЕВ



СЫР-ДАРЬЯ, 1955,холст, масло, 100х205
из собрания Государственной Третьяковской Галереи




Уникальная историческая ситуация в Центральной Азии XX века, приведшая к духовному перевороту, выявила неординарные личности, представляющие целую эпоху, одной из которых был крупнейший художник Урал Тансыкбаев.Графика Исторические катаклизмы, резкая смена политической формации, религиозно-философской основы, разрыв с традиционной культурой региона отразились в его необычной судьбе и творчестве. Художник сознательно опирался на русское и западноевропейское искусство и неизбежно нес на себе отпечаток средневековой Азии, ценности и логика которой преодолевались, но и входило, пусть в преобразованном виде, в состав нового социалистического мышления, вместе с тем этот период можно рассматривать как начало Нового времени.
Урал Тансыкбаев родился в 1904 году в Ташкенте в многодетной казахской семье, рано потерявшей отца. Окончив русскую школу, юноша пошел работать на винный завод, где трудился старший брат, но страсть к рисованию определила для него иной жизненный путь.
В 20-е годы XX века в Ташкенте сложилась чрезвычайно интересная творческая среда, здесь работали талантливые художники — А.Волков, А.Николаев. П.Беньков, М.Курзин, Н.Кашина, Н.Карахан, В.Уфимцев и другие. В городе регулярно проходили художественные выставки, дискуссии, встречи. В 1924 году в клубе винного завода были показаны работы Урала Тансыкбаева, и в газете "Туркестанская правда" появилась заметка о художнике-рабочем. В 1930 году в Ташкенте открылся Государственный музей искусств, где были представлены произведения русского и западноевропейского искусства из коллекции царской семьи Романовых. При музее работала изостудия, где преподавал Н.Розанов. В эту студию пришел учиться рисовать молодой Урал.Портрет Ташкенбаева 1927 г.Уже картина "Портрет А.Ташкенбаева", написанная в 1927 году, демонстрирует мастерство автора, владение методами импрессионизма. Н.Розанов гордился своим учеником. Свою Большую серебряную медаль, полученную в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, учитель завещал любимому ученику — Уралу Тансыкбаеву. Медаль, на которой имеется замечательная надпись "Достойному", сейчас хранится в Доме-музее художника. В 1928 году состоялась первая поездка художника в Москву. Там он знакомится с сильнейшей коллекцией современного западноевропейского искусства. Живопись импрессионистов. П.Гогена, А.Матисса, А.Дерена потрясла молодого художника, прирожденного колориста. Искусство этих мастеров тем или иным образом отразилось в раннем творчестве художника. В 1928—1929 годах У.Тансыкбаев продолжает учебу в Пензенском художественном училище у Н.Петрова и И.Горюшкина-Сорокопудова (ученика И.Репина), произведение последнего впечатлила его еще в Ташкентском музее. В связи с хорошей профессиональной подготовкой У.Тансыкбаев был зачислен сразу же на последний курс училища. Вернувшись из России в Ташкент, где художественная жизнь буквально кипела, молодой художник входит в бригаду А.Волкова. Несмотря на неординарную живопись А.Волкова, Урал не попадает под его влияние, а вырабатывает свой творческий стиль. Какие слагаемые имел молодой художник, вступая в творческую жизнь? Он вырос в мусульманской среде, где было органичным орнаментальное прикладное искусство -казахские войлоки с крупным модулем, тканые ковры, насыщенные цветом, в которых кодировалась вся Вселенная, узорчатые сюзане, отображающие райский сад. У.Тансыкбаев вырос в городской среде, еще в школе учитель рисования Я.Федорович отметил его способности и всячески поощрял их. Юноша хорошо знал русский язык, рядом с ним всегда был Алексей Подковыров, которого усыновили родители Урала. С А.Подковыровым он занимался в студии Н.Розанова, вместе учились в Пензенском художественном училище, работали в Ташкенте над эскизами фресок на темы из современной жизни. Когда Урал женился, Алексей попросил разрешения у матери уехать в Алма-Ату, куда отправился вместе с племянником Нурбеком. Творчество А.Подковырова стало заметным явлением в искусстве Казахстана. У.Тансыкбаев получил хорошее образование, был знаком с современным русским и западноевропейским искусством, работал в авангардной ташкентской среде. И если западные и русские художники устремлялись к теме Востока в поисках своего стиля (Гоген — на Таити, Матисс — в Марокко, П.Кузнецов — в Киргизские степи, К.Петров-Водкин — в Африку и Самарканд), то у У.Тансыкбаева это было в крови.Багряная осень. 1931 г. Холст, масло, 118.5x105, Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого (г.Нукус, Узбекистан)Уже в ранних работах Урала Тансыкбаева мы наблюдаем смелые композиционные построения, яркие, контрастные цветовые сочетания. Нужно понять этот период как способ мышления и мировидения, неотделимый от особенностей азиатской жизни, от родной питательной социально-психологической среды, от влияния русской культуры и мусульманского наследия. Начинался отход от традиционализма и в это время выдвигается творческая индивидуальность, повышается значение личности. Сильная личность, формирующая новое искусство, — в Узбекистане Урал Тансыкбаев. в Казахстане Абылхан Кастеев, в Туркмении Бяшим Нурали.
Для раннего периода творчества У.Тансыкбаева характерен интерес к природе, быту людей, конкретному человеку, его интересует окружающий мир. Сепии 1929 года ("В ауле", "Кузнецы", "Двое на корточках", "За прядением"), запечатлевшие одним движением кисти неприхотливые бытовые сценки, очаровывают точно найденным силуэтом, передачей восточной пластики людей. Великолепные маленькие листы, словно пронизаны лучами яркого южного солнца, и каждодневный труд человека в своей цикличности обретает вечность. Художник работает над выразительностью силуэта, обращаясь как к средневековым традициям восточной миниатюры ("Новое и старое", 1931, "Отдых", 1931), так и к урокам современного западного искусства ("Окраина", 1931, "Уголок старого города", 1931). В живописи и гуашах 1931 — 1935 годов поражает звучность, декоративность цвета ("Фиолетовый пейзаж", 1931. "Заходящее солнце", 1932, "У озера", 1932, "Казашка", 1934). В живописной работе "Багряная осень" (1931) цвет представляется таким, будто вырвался на свободу. Осенние деревья, покрытые красной листвой, оранжево-красная земля с желтыми солнечными зайчиками охлаждаются зеленью листвы, голубым цветом шаровар мужчины, сидящем по-восточному в глубине картины, и с синим осликом на первом плане.
Одно из самых поэтичных произведений У.Тансыкбаева —"Кочевье" (1931). Кочевье.  1931г., Государственный музей искусства народов Востока (ГМИН), г.Москва Далеко за горизонт простираются холмистые зеленые пастбища с розовыми отблесками восходящего солнца. Здесь и там расположены юрты с круглыми куполами, пасутся горделивые верблюды, а на высоком холме сидит женщина-казашка, вглядывающаяся в бесконечную даль. Мягкий ритм холмов, декоративность цвета создают ощущение величественного покоя, гармонии, вечности бытия.
Не чужды художнику и приемы популярного в эти годы примитива — в гуаши "Казах и казашка" (1932), человеческие фигуры в центре даны на фоне цветущих тюльпанов, а по верхнему краю рядком изображены пасущиеся козы. В картине "Казашка" (1934) аккуратно по краям плоских крыш домов нарисованы яркие тюльпаны. В "Портрете узбека на желтом фоне" (1934), за профильным изображением мужчины, на лимонно-желтом фоне расположены условно написанные деревья, а по краям портрет обрамляет узор из полукружий. Некоторые исследователи узбекского искусства датируют этот портрет 1927 годом, но нам кажется, что вернее вторая датировка — 1934. В 1927 году У.Тансыкбаев пишет "Портрет Ташкенбаева" в лучших традициях реализма и импрессионизма, "Портрет узбека на желтом фоне" по стилистике и цветовой гамме сходен с работами 1934 года. Близок к последнему портрету по художественным приемам "Узбек. Самарканд" (1934) — профильное изображение, декоративный фон, лицо написаны широкими цветовыми плоскостями. Колористический дар художника был отмечен на выставках 1934 года в Москве и Филадельфии.
В начале 30-х годов в творчестве художника появляются эскизы фресок — "Колхоз" (1932), "В ясли" (1933), "Строительство" (1934). Этим работам присуща монументальность форм, во фризовых композициях — выверенный пластический и цветовой ритм. К 1934—1935 годам относится великолепная серия рисунков цветным карандашом, в которых отражен облик восточных городов, жизнь и новый быт Центральной Азии. В эти годы состоялась поездка художника в Самарканд, районы Сырдарьи, Аральского моря — итогом стали замечательные листы "Старый Самарканд. У Биби-Ханум" (1934), "Сидящий под деревом. Весна" (1934), "Ларек газирован ной воды" (1934), "Красная чайхана" (1934),"Золотой этюд" (1934), "Старый город" (1934). В картинах "Долина Бричмуллы" и "Ходжикент", написанные в 1934 году, наблюдаются приемы пространственной композиции, которые выстраиваются цветовыми плоскостями. Художник интересуется формой, структурой предметов — горных массивов, саманных домов старого города. Возможно, этот интерес появился благодаря карандашным наброскам, в которых очертания форм важнее наполняющего их цвета.
1935 год был в особенности интересным и значительным для художественной эволюции У.Тансыкбаева. Два автопортрета этого года, очень разные по настроению и по живописной манере исполнения, свидетельствуют о творческих поисках художника. В "Автопортрете" из Ташкентского музея — открытое лицо молодого человека с задумчивым взглядом, словно пытающимся заглянуть в будущее, и внутренней решимостью преодолеть все жизненные преграды. Портрет написан в импрессионистической манере, таких работ у мастера немного. Пастозные мазки чистого цвета смело создают форму, передают блики солнечного цвета и сообщают всей работе оптимистический настрой. Второй "Автопортрет" из Нукусского музея по настрою драматичен. В молодом человеке, смотрящем изподлобья, с нависшей густой челкой, мы вряд ли бы узнали сильного юношу. Возможно, внутренняя драма или поиски живописной экспрессии натолкнули художника на создание этого произведения.
И в том же 1935 году написаны пейзажи "Школа. Бричмулла" и "Горы", в которых ощущается сезановская обобщенность форм, верность оптическому впечатлению, появляется натурный цвет. 1935 год отражает активные поиски мастера нового художественного метода, может быть, это связано с идеологическим прессингом — печально известным постановлением 1932 года о реорганизации творческих союзов. Только в Центральной Азии он вступил в силу чуть позже. Союз художников был создан в 1938 году в Узбекистане. Многие художники, создатели авангардной художественной школы Узбекистана, оказались в лагерях или репрессированы. Это М.И.Курзин, Е.А.Лысенко, А.В.Николаев (Усто-Мумин).
В 1935 году в Алма-Ате состоялась первая выставка казахстанских художников, на которую был приглашен со своими работами Урал Тансыкбаев. На основе этой выставки было решено организовать художественную галерею, переросшую затем в Государственный музей искусств им. А.Кастеева. Одним из первых поступлений в галерею были великолепные работы художника, созданные в 1934—1935 годы. В серии гуашей 1936 года "Сбор хлопка" художника увлекает работа над перспективой, далевые пейзажи с человеческими фигурами, определяющими масштаб. Но декоративные задачи не уходят на второй план — белые горы хлопка задают характер цветового решения, потому солнечные блики на деревьях тоже становятся белыми. "Голубой пейзаж" написан по законам свето-воздушной перспективы. Ярко освещенная золотистая долина мягко переходит в бархатисто-зеленые прилавки, и завершают композицию мощные голубые горы. Иная интонация прослеживается в "Весенних работах" (1936) и "Сентябрьском вечере" (1936). Человеческие фигуры в необъятном пейзаже кажутся совсем маленькими, несколько приглу шенный охристо-голубоватый колорит придает произведениям умиротворенное настроение. То же состояние наблюдается в "Рыбаках Арала" (1936), как и люди на берегу, изображенные в картине, мы устремляем свой взгляд в необъятные просторы моря и неба. Тонко написанная вода на горизонте смыкается с голубым облачным небом, и художник опять поражает нас острым чувством цвета.
В 1938 году Урала Тансыкбаева приглашают в Алма-Ату для художественного оформления первого национального казахского балета В.Великанова "Калкаман и Мамыр" в Казахском государственном театре оперы и балета. Либретто было написано по одноименной поэме Шакарима Кудайбердыева (1858—1931), написанную автором по совету Абая в 1888 году. История трагической любви юноши и девушки, которые были дальними родственниками, поэтому не могли пожениться. Отступников не пощадили. Мамыр казнили, а Калкаман покинул родной край. На одном из эскизов мы видим сцену прощания подружек с обреченной Мамыр, на втором -драматическая сцена казни девушки. Почти во всех эскизах основа декорации одна — озеро, скалы у воды, но в зависимости от мизансцены менялось освещение, и декорации обретали ту или иную интонацию.
Картина "Долина Чирчика" (1940) является этапной в творчестве У.Тансыкбаева. Ландшафту долины художник придал панорамность и эпичность пейзажа. Взгляд зрителя от саманного дома и женских фигур в ярких одеждах на первом плане плавно переходит в глубину, по блестящей ленте реки, серебристой долины и к голубым горам и небу. Воздушное пространство, насыщенное светом, словно впитало в себя изысканные краски пейзажа. Виды Чирчика еще ни один год будут появляться в живописи мастера.
В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, в составе делегации Узбекистана Урал Тансыкбаев едет на фронт для встречи с бойцами. Увиденное потрясло художника, по возвращении он пишет серию картин "По следам войны". Для всех работ этой серии характерен глухой коричневый колорит: выжженная земля, обгоревшие деревья, разрушенные дома. Чувство горечи, трагедии несут в себе эти произведения.
В 40-е годы художник много работает на пленере. Этюды восхищают точно найденной композицией, звучностью цвета, силой красочного мазка, передачей различного состояния природы. Для больших композиций художник находит новые выразительные средства. Тема о людях, природе родного края постоянна в творчестве художника. Если в 30-е годы У.Тансыкбаева больше интересовали формальные задачи, то в картине "Сбор хлопка" (1944) он стремится передать натурные впечатления. В картине "В гости" (1944) усиливается передача пластической достоверности изображения. В этот год произошло важное событие в жизни Урала, о котором нельзя не упомянуть — это незабываемая встреча с Елизаветой Яковлевной. Она стала его женой, другом, ангелом-хранителем, всю последующую жизнь вдохновляла, поддерживала, оберегала его творческий труд и сохранила после его смерти огромное наследие. История искусства знает немало таких супружеских пар, как Елизавета и Василий Суриковы, Любовь и Александр Блок, Елена и Михаил Булгаковы, Галла и Сальвадор Дали. Елизавета и Урал Тансыкбаевы в одном ряду с ними.
У.Тансыкбаев умел найти поэзию в самых прозаических деталях жизни — в "Промывке почвы" (1946). тонкая колористическая гамма голубовато-фиолетовых тонов создает лирический настрой. Замечательно написана вода, залившая поля, неяркая зелень в предутреннем освящении на втором плане подчеркивает ее прозрачность и глубину светлого неба. Здесь снова появляется воздушная среда, насыщенная светом. Произведения "Сбор урожая в рисовом колхозе" (1947), "Обеденный перерыв" (1948), "Горный колхоз" (1949) передают конкретный сюжет. Тема ударного труда, слаженность работы людей на полях и живопись с пластической объемностью зримого мира не достигают стилевой цельности. Героизация мира и создание мифа об идеальном человеке входит в конфликт с мыслями и чувствами художника. И У.Тансыкбаев снова обращается к этюдам, ища в природе ответы на свои вопросы. В 1949 году художник приезжает в Казахстан, здесь написаны "Водопад". "Сумерки в Алма-Ате", "Зима в Алма-Ате". В этих произведениях другое настроение, состояние перехода, ожидания, обновления. Живописцы знают, как непросто работать с белым цветом, насколько сложно найти точные соотношения. Белая пена бурлящего горного потока, холодный снег в сумерках или искрящийся снежный покров в солнечный день — все это под силу передать мастеру. В следующих произведениях художника — "Полив хлопка" (1949), "Родной край" (1951), "На родных просторах" (1951) — происходит освобождение от литературности сюжетов. В этих работах он возвращается к разработке свето-воздушной среды, художник тоньше работает со светотенью, появляется прозрачность дальних планов.
Одним из самых гармоничных произведений У.Тансыкбаева является "Вечер на Иссык-Куле" (1951). В вечерних сумерках светится горное озеро, отражающее последние лучи заходящего солнца. В глубине картины видны голубая гряда гор и посеревшее небо, теряющее свет. Видимый берег уже потемнел, еле просматривается стадо овец, а фигура пастуха с посохом выделяется на фоне светлых вод озера. Здесь природа естественна, первозданна, и кочевник с этой средой сливается в единое космическое пространство. В этом произведении художник добивается идеала гармонии, без которого распался бы духовный мир. В "Тахиаташе" (1951) впервые появляется ярко выраженная вытянутая по горизонтали композиция, усиленная длинными по форме буксиром и баркой, спокойно плывущими по Амударье. Низкий горизонт и высокое светлое небо придают величественность всему пейзажу. Особое настроение произведению придает мягкий свет раннего утра, объединяющий всю композицию. Отличительной чертой творчества У.Тансыкбаева в 50-е годы является эпический пейзаж, вытянутый по горизонтали, с тончайшей свето-воздушной средой, и появляются, словно плывущие по небу снежные горные хребты в "Осени в горах" (1954), сочный зеленый ковер много-травья в "Высокогорном сенокосе" (1954) и величественная водная гладь в "Ортотоксайском водохранилище" (1957).Утро Кайрак-Кумской ГЭС. 1957 г. Государственный музей искусства народов Востока (ГМИН), г.Москва. Мастер пишет огромное количество натурных этюдов Центральной Азии — степи, горные массивы любимые места и хорошо знакомые, а также природу средней полосы России ("Березка", "Колистово". 1957). И что удивительно, ели и березки он пишет как русский художник — настолько он вживался в природу, которую изображает.В 1957 году появляется самая известная картина художника "Утро Кайраккумской ГЭС". За эту работу ему была присуждена серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Композиция выполнена в лучших классических традициях — на первом плане кулисное расположение желто-охристых холмов, по склонам их взгляд устремляется к центру холста — к серо-фиолетовой плотине. На дальнем плане видны голубая гладь воды и светлое предрассветное небо. Художнику удается все - и возвеличить человеческие деяния, и необыкновенно тонкими нюансами цвета и света передать состояние тишины раннего утра.Государственный Академический Большой театр им.А.Навои (г.Ташкент, Узбекистан). В этом же году У.Тансыкбаев выполнил совместно с художниками М.Ариныным и К.Чепраковым монументальные панно для Театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. Замечательное здание театра было построено по проекту известного архитектора А.Щусева, в шести фойе, украшенных резным узором, помещены панно, посвященные той или иной теме, разнообразной природе Узбекистана. Этот творческий коллектив уже создал более тридцати панно для узбекского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1955—1962). Одна из самых поэтичных картин в театре "Долина Чирчика" с белоснежными, цветущими яблонями.
В 1958 году написан "Чирчику Ходжикента", в какой-то степени характеризующее советское искусство 50-х годов в целом. На фоне холмов и гор спокойно течет Чирчик. В вечернем свете уже потемнела земля, в воде появились холодные тона, а в глубине холста видно, как исчезают в золотистой дымке горы и облачное небо, согретые заходящим солнцем, и по реке пролегает сияющая световая дорожка. Точное композиционное построение, тонкое колористическое решение, виртуозное техническое исполнение полотна вызывают чувственное очарование. Это произведение — гимн идеалу гармонии, в нем воплотилась жажда совершенства, к которому стремился социалистический реализм. В картине "Март в Узбекистане" (1957) появляются новые интонации. Несмотря на лирический сюжет, есть в этом произведении некоторая монументальность. Холст по формату ближе к квадрату, в цвете доминируют холодные тона. У.Тансыкбаев словно чувствует возникающие тенденции в советском искусстве в 60-е годы "сурового стиля". Принцип панорамности сохранен, человек может видеть необъятные просторы.
В 1960 году написаны произведения "Выходной день на Ташкентском море", "Весенний вечер", "Алатау", по художественным принципам близкие с упоминавшимися произведениями. Здесь тоже повторяется состояние тишины, покоя, полного слияния с природой, цветовой ритм, уводящий взгляд в глубину. В 1962 году художник меняет формат своих картин. "Горный кишлак", "Горная дорога Ангрен — Коканд" уже вытянуты по вертикали, горы изображены крупным планом, что придает произведениям монументальный характер. Но человек и высоко в горах прокладывает дороги — "Дорога в горах" (1964), "Вечер" (1968), "Алтынтау" (1972). Цветовая гамма в эти годы становится более декоративной, даже многоцветной. В 1964 году У.Тансыкбаев едет на Памир, поднимается высоко в горы, на метеостанцию. Там тяжело дышать и ветер такой огромной силы, что к этюднику пришлось привязывать булыжники, чтобы не сносило. Но зато какая чистота цвета, как четки и ясны формы снежных пиков Памира в "Анзобском перевале" (1968). После этого художник как бы вновь возвращается в 30-е годы, когда работа с цветом было главным в его творчестве. Природа Центральной Азии дает столь смелые и неожиданные сочетания цвета, за которыми европейские художники устремлялись на Восток. Если бы не точное географическое название местности "В Белесее. Киргизия" (1964— 1965) и известная верность натуре мастера, то можно было бы усомниться, что в природе могут быть такой желтый песок, голубые скалы и синяя лента реки. Палитра художника стала ярче, чем в предыдущее десятилетие, артистично написаны полотна "Чимган. Шиповник" (1966), "Окрестности Джизака" (1967), "Озеро в Моргузоре" (1969).
Голодная степь.Канал. Холст, масло.112*160 см.1971 г. Министерство культуры РФ, г.Москва.В произведениях начала 70-х годов появляются новые интонации — от предыдущего десятилетия сохранилась декоративность цвета, но появилась свето-воздушная среда, столь отличающая произведения мастера в 50-е годы. Это удивительное сочетание двух художественных систем можно увидеть в произведениях "Озеро Искандер-Куль" (1970), "Долина Ангрена" (1970), "Осеннее утро" (1971). Еще больше эти стилистические тенденции проявились в полотнах "Моя песня" (1972), "Алайская долина" (1972—1973), что придает этим произведениям торжественность, эпичность, значимость программных произведений. Главной темой в творчестве художника были Человек и Природа. В 30-е годы живописец пишет пейзажи или портрет, в 40-е годы в его в творчестве доминирует тема труда — человек и природа взаимосвязаны. В 50-е годы в полотнах У.Тансыкбаева человек активно осваивает необъятные просторы земли, в 60-е годы — тема о человеке и природе неразрывно связана между собой, а в поздних произведениях человек растворяется в природе. Но художник всегда находил в этом диалоге гармонию. В мастерской Дома-музея У.Тансыкбаева на мольберте стоит его последняя работа "Чарвак" (1973). в которой художник запечатлел мгновение абсолютной тишины и покоя. Он был романтиком и лириком, и эти качества отразились во всех его творениях.
Феномен творчества Урала Тансыкбаева в том. что талантливый мастер в своих произведениях опережал время, определяя стилистическое направление в искусстве. Его творчество узнаваемо и в то же время он всегда менялся, становился интереснее и сложнее. Путь художника — это движение к совершенству, он удерживал в равновесии идеальное и реальное, это фантастический синтез, к которому всегда стремились большие Мастера.
Елизавета Ким, искусствовед, ст. научный соотрудник Государственного музея искусств им. А. Кастеева (Казахстан)

Hosted by uCoz